Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:

Информация


Антонина Цицулина: УЧПРОМ – это про смыслы, про государственный заказ к промышленности

28.10.2024

Количество просмотров: 26

О предстоящем съезде «УЧПРОМ-2024», о том, как создавалась индустрия детских товаров и договоренностях между конкурирующими компаниями, а также о секретах эффективности мы поговорили с президентом Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) Антониной Цицулиной.

 -Антонина Викторовна, мы берем у Вас интервью накануне съезда «УЧПРОМ-2024», на котором будет много учителей, методистов, директоров школ. Почему производителям учебного оборудования и средств обучения – именно для них проводится съезд - так важно услышать голос образовательного сообщества? 

- В отличие от первого Национального съезда учебной промышленности, который прошел в прошлом году и на котором микрофон «принадлежал» в основном представителям индустрии и органам власти, ко второму мы более активно привлекли представителей образования, чтобы выслушать их потребности и пожелания к производителям средств обучения.

Это продиктовано тем, то по итогам первого съезда появилось понимание – перед производителями учебного оборудования стоят серьезные задачи в части развития производства по оснащению средней школы. Мы сделали оценку и пришли к выводу, что если для дошкольного образования отечественных средств обучения и продукции в целом достаточно, то для средней школы его явно не хватает. 

За время, которое прошло между съездами, к нашей экспертизе добавились установки руководства страны о развитии дисциплин именно в средней школе. Это значит, что в этом направлении нам надо двигаться и решить просто колоссальную задачу не только по масштабированию тех производств, что есть у нас в стране, а по сути, по открытию новых.

Для того, чтобы понимать, что необходимо конкретному учителю, преподающему конкретную дисциплину в школе, мы решили дать им слово. Поэтому главные люди этого съезда – учителя.

Специально под школы предусмотрено несколько мероприятий в программе нашего съезда. Это и круглый стол с директорами, и стратегическая дискуссия, и отдельная сессия по инженерному образованию, и новые цифровые решения, которые реализуются в школе.

Мы хотим соединить «три мира»: тех, кто определяет государственную политику в сфере образования; специалистов, которые непосредственно работают, обучают детей на производимом в России оборудовании; и производителей, которым важны запросы общества, политика государства и обратная связь от практиков – учителей школ, воспитателей детских садов, педагогов СПО и вузов.

- Разве реестров, которые существуют, недостаточно для того, чтобы понять, что нужно учителям?

- Реестр перечисляет категории продукции, а вот что конкретно нужно и чем пользуются школа и учитель, чему отдают предпочтение – большой открытый вопрос. Кроме того, есть необходимость постоянного мониторинга прогнозируемой потребности в средствах обучения и воспитания, чтобы учесть самые простые вещи. Например, на съезде прошлого года директор школы сказал: слушайте, а можно сделать так, чтобы ваши стулья через три месяца не ломались?

Можно! Анализом норматива стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания и его своевременной индексацией, введением критерия срока эксплуатации и описанием, чем стул для домашнего использования отличается от стула коллективного применения. А дальше поиск ответа на вопрос – должен ли быть аукцион единственным правильным решением при закупках в сфере образования? Или там необходима конкурсная процедура, которая, в том числе будет учитывать критерии к тому, чтобы этот стул через три месяца не ломался?

Для того, чтобы двигаться вперед, нам надо глубоко понимать запросы системы образования. Какая продукция нужна при коллективном обучении детей: ее прочность, комплектность, срок эксплуатации? Как оборудование и товары становятся «учебными», кто определяет ее образовательную ценность? Как образовательная программа интегрируется со средствами обучения?

Комитет производителей учебного оборудования нашей Ассоциации собрал глубочайшую экспертизу того, что необходимо отрасли, и мы нацелены на выработку решений, которыми потом будем руководствоваться.

Нам предстоит проработка вопроса о включении в федеральные государственные образовательные стандарты требований к минимальному перечню средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ соответствующего уровня. Это работа потребует вовлечения научного, образовательного, экспертного и бизнес-сообществ. Большая междисциплинарная работа на стыке нескольких законодательных подходов и, что не менее, а может и более важно – сложившейся практике регионов, с использование лучших из них.

УЧПРОМ – это про смыслы, про государственный заказ к промышленности и про обсуждение, как мы сможем сделать то, что нужно будет не только сегодня, но и завтра. Даже больше завтра, потому что образование – это про будущее.

- Желаю съезду успешной продуктивной работы и давайте перейдем к другим вопросам. Расскажите, пожалуйста, как получилось, что Ассоциация предприятий индустрии детских товаров появилась за несколько лет до того, как на государственном уровне было признано само существование такой индустрии – детских товаров?


- Начнем с того, что изначально меня не было в планах создавать Ассоциацию предприятий индустрии детских товаров, я была активным президентом Национальной ассоциации игрушечников и отстаивала интересны производителей игрушек.

В 2006 году на парламентских слушаниях в Государственной Думе мы с коллегами говорили о проблемах игр и игрушек и плавно перешли на все, что связано с детством – детское питание, детскую одежду, обувь. И Екатерина Лахова, которая в то время возглавляла комитет по делам женщин, семьи и детей, сказала, что заниматься надо всей детской темой, а не только игрушками.

Благодаря Екатерине Филипповне на площадке ее комитета мы собрали сразу несколько ассоциаций, занимающихся взрослыми специализированными рынками. Я предложила им подписать соглашение и создать союз ассоциаций, в котором все мы будем заниматься детством.

- Зачем Вам это понадобилось?

- Я думала, что войду в союз Ассоциацией игрушек. Но, к сожалению, остальные были не готовы к такому объединению и сказали: «Союз нам не нужен. Будем каждый по мере сил заниматься детской темой в рамках своих отраслей. Приглашайте на мероприятия, будет интересно, придем».

- Подзадорили Вас?

- Просто я находилась уже в такой активной стадии обсуждения проблем игрушек во всех министерствах и ведомствах, и так часто сталкивалась с тем, что, как только начинаешь говорить про игрушки, всплывают все детские темы, то поняла – проблемы во всех направлениях, связанных с товарами и услугами для детей, одни и те же и подходить к их решению надо комплексно.

Но, наверное, самое серьезное влияние на мое представление о том, как выстраивается рынок детских товаров, оказала группа компаний «Детский мир».

В то время туда пришли инвесторы, которые консолидировали все магазины и разрабатывали стратегию развития специализированной детской сети «Детский мир» по всем товарным категориям. Мы много говорили с Максимом Ентяковым, тогдашним руководителем «Детского мира», и в 2007 году вместе провели первый Конгресс индустрии детских товаров, на котором политики, производители, дистрибьютеры заявили о необходимости создания ассоциации, которая будет решать проблемы комплексно. В рекомендации конгресса прямо так и написали: создать ассоциацию, которая объединит всех, кто производит товары для детей и оказывает услуги семьям с детьми.

-И кто те компании, с которых началась ассоциация предприятий индустрии детских товаров?

- У истоков стояла команда, которая пришла вместе со мной: «Детский мир» во главе с Максимом Ентяковым, «Русский стиль» с Виктором Ярмоленко, «Нордпласт» с Костей Щербинским, «Звезда» с Константином Кривенко. Некоторых из них уже нет, но именно эти люди создавали сначала ассоциацию игрушечников, а потом АИДТ. Очень много нам помогал, тратил свое время и энергию Вадим Тё, гендиректор С-Тойз.

Потом к нам присоединились Михаил Маркоткин из «Росмэн», Игорь Кулешов из «Гулливер», Галина Иванова из старейшего производства детской одежды «Смена», подтянулись организации из других отраслей, к примеру, канцелярских товаров. Стало создаваться сообщество вокруг каналов продаж: к нам приходили, уходили, оставались, возвращались специализированные и не специализированные розничные сети. Мы начали заниматься такими новыми каналами, как лицензионный рынок: участниками АИДТ стали крупнейшие анимационные студии, с которыми позже мы создали Ассоциацию анимационного кино.

В АИДТ вступали конкурирующие компании, с которыми мы договорились: будем говорить не о том, что нас как бизнес-сообщество разделяет, а о том, что объединяет.

- Бизнес-сообщество приняло идею, а на уровне министерств и ведомств долго Вам пришлось доказывать необходимость вычленения из 15 отраслей предприятий, которые выпускают детские товары?

-Мне в жизни везет на хороших людей. В Санкт-Петербурге шла реализация программы, которая оказала мощнейшее влияние на развитие рынка детских товаров: на «детские» социальные карты можно было купить только товары для ребенка.

Я написала письмо Валентине Ивановне Матвиенко с просьбой о совещании в Санкт-Петербурге. Мы его провели 18 ноября 2009 года. Валентина Ивановна выслушала меня и сказала: знаешь, этой темой надо заниматься комплексно – всеми детскими товарами, а не только игрушками, я вам помогу.

Все знают, что, если Валентина Ивановна говорит «я помогу» – она поможет.

- Какие изменения начались с этого момента?

-В то время Агентство стратегических инициатив проводило конкурсы для лидеров, предлагающих большие системные проекты. Я подала заявку, исходя из того, что индустрия детских товаров выстраивается не по отраслевому принципу, а вокруг семьи с детьми. И попала в первую волну лидеров. Мы много разговаривали с Андреем Никитиным, с Дмитрием Песковым. АСИ стало для меня местом силы на многие годы и сегодня, я благодарна Светлане Чупшевой за сохранение взаимодействия, развитие и поддержку наших новых инициатив.

А уже в 2012 году в указе президента о национальной стратегии действий в интересах детей появилась та самая строчка – «разработка стратегии развития индустрии детских товаров и ее реализация в формате федеральной целевой программы». Спасибо, Валентине Ивановне.

-Да, я помню то время и небывалый подъем предприятий, которые производят товары для детей – у них появилась своя индустрия! Но не все приняли эту инициативу с восторгом?

- Это правда. Многие министерства говорили и продолжают говорить, что они не занимаются детскими товарами. Очень сильно помог нам Денис Валентинович Мантуров, он позволил нашему сообществу написать стратегию так, как мы ее видим.

Курировавший нас департамент Минпромторга, компании индустрии детских товаров, регионы, которые хотели стать пилотными, – мы все объединились в работе над этим документом. Каждый отраслевой комитет АИДТ писал свой блок: анимация – свой, производители одежды – свой, дальше – блок обуви, игрушек и так далее. Стратегия полностью отражает структуру АИДТ и структуру рынка, как мы ее видели в 2012 году.

Это была первая индустриальная стратегия в Российской Федерации, которая объединила 15 отраслей по основным товарным категориям, которые покупала либо семья для своего ребенка, либо государство для оснащения социальной сферы.

В 2022 году мы получили новый импульс для развития. Благодаря Совету при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей вышло поручение – актуализировать план мероприятий («дорожную карту») по развитию индустрии детских товаров, включив в указанный план мероприятий разделы, предусматривающие развитие отраслей, связанных с созданием средств обучения и воспитания. С этого времени вопросы национальной учебной промышленности стали предметом особой заботы и приоритетом нашей деятельности. Профильный комитет Учпрома возглавил эти изменения, опираясь на тот опыт институализации отраслей, который мы получили со смежными отраслями, а также уже имея в своем активе крупнейших производителей и разработчиков образовательных решений, интеграторов и комплектаторов с высочайшим уровнем экспертизы. Традиционно мы начинали с исследования рынка, создания реестра его участников, разработки стандартов, определяющих терминологию, классификацию и идентификацию его продукции. И, конечно, особенно меня радует активность и инициативы нашего профессионального сообщества: комитет производителей учебной продукции совместно с комитетом по госзакупкам АИДТ – это самостоятельная профессиональная команда, которая объединяет вокруг себя все большее количество участников, которые ей доверяют.

- Последний вопрос – про вашу неуемную энергию, с которой вы беретесь за решения проблем, возникающих перед индустрией детских товаров. Где, Антонина Викторовна, Ваша батарейка? Как Вы отдыхаете, от чего и где подзаряжаетесь?

- Спасибо моим маме с папой и моей мудрой бабушке, которая поддерживала меня с раннего возраста. Я была активной с самого рождения, сколько себя помню. Со мной непросто было и в детском саду, и в школе. Социальная неуемность – это особенность такого типа людей, к которым я, к сожалению или к счастью, отношусь.

Я отдыхаю, когда работаю – вот такой парадоксальный ответ. Могу закрыться рано утром, поработать, не отрываясь, часов пять над каким-то документом. А когда встаю из-за стола, то понимаю – я отдохнула. Серьезно.

Мечтаю о времени, когда смогу передать организацию в надежные руки, сесть и написать книгу о том, как мы ее создавали. Много смешных и трагических историй было, да и сейчас происходит. Мне повезло, что я возглавила проект «про будущее» и меня окружают удивительные люди. О каждом из них я расскажу в своей книге.